Резолюция I Съезда РОСОМЕД-2012

Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД)

Москва, 27-28 сентября 2012



Общая часть

В период с 27 по 28 сентября 2012 года в Москве проходил Первый съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД – 2012».
Общероссийская общественная организация Российское общество симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД) способствует внедрению в медицинское образование и практическое здравоохранение симуляционных технологий для приобретения навыков и умений, проведения сертификации и аттестации, выполнения научных исследований и испытаний медицинской техники и технологий. Освоение практических навыков с помощью симуляционного тренинга исключает риск для жизни и здоровья пациента и обучаемого, позволяет проводить занятия по индивидуальной образовательной программе без учета режима работы клиники и графика преподавателя, дает возможность многократной отработки навыка и доведения манипуляции до автоматизма, обеспечивает объективный контроль качества ее выполнения, позволяет моделировать редкие патологии и клинические случаи, снижает у молодых специалистов стресс при проведении первых вмешательств на реальных пациентах.
 

Современное положение

При традиционной системе практической подготовки медицинских кадров в России выше риск для пациентов; лечебные мощности используются неэффективно и не по назначению; в ходе выполнения учебной манипуляции требуется присутствие наставника; обучение зависит от графика работы клиники и наличия изучаемой патологии; нет возможности повтора манипуляции или вмешательства.

Оценка уровня практической подготовки обучающихся, выпускников колледжей, вузов и практикующих медицинских кадров проводится субъективно, отсутствует единая система ее объективной оценки. Традиционная система практической подготовки медицинских кадров в России не отвечает требованиям безопасности при оказании пациентам медицинской помощи, чем противоречит положениям Федерального закона Российской Федерации № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Во многих учебных заведениях не соблюдаются требования Приказа МЗиСР РФ № 30 от 15.01.2007 г. «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам», согласно которому к оказанию медицинской помощи гражданам допускаются студенты, не только успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, но и имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах).

Позиция руководящих органов, в целом, совпадает с мнением медицинского сообщества. Так, приказами Министерства установлена продолжительность обучающего симуляционного курса в интернатуре в объеме 72 академических часа, а в ординатуре – 108 академических часов (Приказы МЗиСР РФ от 05.12.2011 №1476н и №1475н соответственно).
 

Разработка методик и программ симуляционного обучения

Съезд обращается в Министерство здравоохранения Российской Федерации с предложением привлечь специалистов общества РОСОМЕД в качестве экспертов для совместной разработки, апробации и внедрения в учебный процесс программ симуляционного обучения, рекомендаций по методическому и организационному обеспечению симуляционного обучения, разработки типовых проектов и моделей оснащенности симуляционных центров различных уровней, единых критериев оценки эффективности симуляционного обучения, единой системы аттестации и сертификации обучающихся на основе симуляционных технологий и установления порядка их допуска к оказанию медицинской помощи населению; единых критериев оценки уровня практического мастерства, адаптации зарубежного опыта к российским условиям.
 

Подготовка преподавательских кадров

Новый тип обучения на основе моделируемых клинических сценариев и наличие сложного программно-аппаратного обеспечения симуляционного оборудования требует повышения профессионализма педагогов медицинских вузов и симуляционных центров, а также вовлечения в учебный процесс квалифицированного вспомогательного, в том числе инженерно-технического персонала.
 

Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации

Предлагается объединить в единую Общероссийскую систему симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении существующие и вновь создаваемые центры. В результате образуется комплекс взаимодействующих центров, связанных между собой организационно, функционально и информационно, работающих по единым стандартам и технологиям обучения, тестирования и аттестации.

Общероссийская система должна основываться на следующих принципах: использование центрами общего программного обеспечения, размещенного на едином сервере; оценка уровня практических навыков с помощью единых объективных показателей; ориентированность обучения на результат, подтвержденный объективно; преемственность занятий, проводимых по единым программам и стандартам; возможность подключения к «открытой системе» других центров на любом этапе.
Внедрение Общероссийской системы позволит снизить количество врачебных ошибок, уменьшить число осложнений и, тем самым, повысить качество оказания медицинской помощи населению в целом.
 

Задачи общества РОСОМЕД

  • Разработка, апробация и внедрение:
    • образовательных программ симуляционного обучения;
    • стандартов объективной оценки приобретенных навыков и умений и порядка допуска к выполнению манипуляции у пациента;
    • программ подготовки преподавателей и инструкторов симуляционного обучения;
    • рекомендаций по менеджменту симуляционных центров;
    • вариантов типовых проектов и моделей симуляционных центров различного уровня и назначения, стандартов их оснащения и функционирования;
  • Проведение добровольной сертификации симуляционных центров медицинских вузов, колледжей и лечебно-профилактических учреждений в соответствие с разработанными стандартами;
  • Изучение зарубежного опыта симуляционного обучения, аттестации и сертификации специалистов и адаптации его к условиям российского здравоохранения и медицинского образования, в том числе приведение клинических симуляционных сценариев и симуляционного оборудования в соответствие с российскими стандартами оказания медицинской помощи (отечественные названия фармпрепаратов, перечень актуальных нозологий, русскоязычный интерфейс);

Резолюция одобрена большинством голосов в ходе открытого голосования делегатов I Съезда Российского общества симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД – 2012».

Председатель Съезда Свистунов А. А., председатель Правления РОСОМЕД
Секретарь Съезда Колыш А.Л., исполнительный директор РОСОМЕД

г. Москва, 27 сентября 2012 года

 

   
  РОСОМЕД – общероссийская общественная организация «Российское общество симуляционного обучения в медицине». РОСОМЕД способствует внедрению в медицинское образование и практическое здравоохранение симуляционных технологий для приобретения навыков и умений, проведения сертификации и аттестации, выполнения научных исследований и испытаний медицинской техники и технологий без риска для пациентов.

подробнее >>